Экспресс-тест сервиса MyWishlist.ru

Настоящий ученый должен ставить опыты на себе. Сегодня на собственном примере я продемонстрирую самый типичный подход к тестированию веб-сервисов, основанный на user stories. В высшей школе эквивалент этого термина – “ситуационная задача”. В процессе эксперимента мы выясним, насколько удачно сервис решает поставленную перед ним задачу и какие сложности могут возникнуть у пользователя при использовании нашего веб-сервиса.

My Wishlist В качестве подопытного я выбрал сервис, предлагающий хранение и публичную демонстрацию списка желаний. Встречайте – mywishlist.ru!

Итак, исходные данные.
Пользователь Андрей, 23 года. Область деятельности – АйТи, интернет. В интернет выходит по 7Mbps широкополосному доступу. Компьютер – ноутбук Dell с экраном 15.4. Андрей работает в ОС Windows Vista и использует броузер Firefox 3 с небольшим набором плагинов. Настройки экрана, шрифтов и стилей – стандартные. Андрей где-то увидел упоминание о сервисе, встречал несколько раз его информеры, после чего решил попробовать сервис для себя.

Поехали.
Набрав адрес в браузере, я вижу вот такой экран:

В принципе, все понятно. Поскольку я уже знаю, что из себя представляет сервис, и понимаю, что здесь нужна авторизация, я ищу глазами ссылку на форму регистрации. По привычке я ищу ссылку по соседству с формой авторизации и не ошибаюсь. Вот она, красненькая. ОК, идем регистрироваться.

Опаньки, как все просто. Все что нужно для регистрации – на экране, не нужно даже проматывать страницу.
Не понял, что за поле “Дбвть бстр:”, но мне это не важно. Жму на ОК, и вот я уже полноправный пользователь сервиса.

Стоп. Еще не полноправный. Вероятно, неплохо бы заполнить профайл, ведь мой вишлист будут видеть все мои контактеры. Ссылку на профайл я нашел сразу. Идем туда.

Имя, по-видимому, преобразовалось из логина. Вобще, мне больше импонирует система, в которой логином служит эл.адрес. Почему? Во-первых, мне сложно придумывать логины. Во-вторых, плод моей фантазии может быть занят, и этот печальный факт отдаляет меня от успешной регистрации. Е-майл лишен этих недостатков.

Но мы отвлеклись. Я меняю предложенное имя на свое, прикручиваю фотографию. Поле “О себе” игнорирую – вряд ли мой профайл интересен людям, не знакомым со мной.
“Что не дарить” – мега-полезное по своей сути поле. Заполняю его с особым цинизмом.
Тут же определяюсь с половой принадлежностью, хотя логично было бы расположить это поле вслед за “Именем”.
“День рождения”. Откровенный косяк разработчиков. Текстовое поле, которое непонятно как заполнять. “02 июня 1985 года”, “02.06.1985”, “1985-06-02”, … ? Плюс вероятность ошибки высока. Плюс неясно, что сюда писать людям, скрывающим возраст и\или дату рождения. Заполняю от балды – посмотрим, что будет дальше.
“Любимых праздников” у меня нет.
Поле “Сайт” тоже могло бы быть снабжено указанием формата адреса. Достаточно ли написать enkin.ru, или нужно указывать протокол?
“Е-майл” – неясно, будет ли он в открытом доступе (дисклэймер сверху указывает на то, что таки да), в каком виде (спам-настороженность)? Эта неясность заставляет меня указать запасной адрес на Яндексе, который я использую для демонстрации в незашифрованном виде в сети вместо рабочего.
В аське я редко бываю вне привата, поэтому пропуская. Другие способы связи? Кому надо, уже знают их.

И опять внизу это непонятное поле.

ОК, сохраняем форму.

Что не понравилось:
– Е-майл в открытом доступе
– “М” вместо “Мужик”

Ну что же, время помечтать. Переходим к заказу подарков.

“любые поля, кроме самого желания, заполнять не обязательно”. Расово верный учебник русского языка Д.Розенталя настаивает на том, что предложения начинаются с заглавной буквы.
Итак, берем мое желание.
“Путешествие ранней осенью в Восточную Сибирь”.
Теперь теги нужно придумать. Выбора или подсказки или указания на популярные аналоги нет ни одного. Приходится наморщить мозг.
“Ссылка” – на что? Ладно, пропускаем. (только что понял, что на веб-сайт с демонстрацией желаемого предмета)
“Картинка” – по-моему, еще один глобальный фэйл разработчиков. Во-первых, хочу несколько картинок, а не одну. Во-вторых, форма тупа до безобразия. Сюда файл, туда УРЛ – вероятность ошибки высока.  О лимитах на загружаемые файлы ни слова, упомянуты лишь допустимые форматы. Пихаю фотку очень небольшого веса, но довольно больших размеров. Посмотрим, что выйдет.
“Цена” – я не верстал бюджет путешествия, но поле уже наводит на мысли – в какой валюте цена?
“Повод” и “Заметка” мне неинтересны.
“Необходимость” – гениально! Отмечаюсь.
Доступность всем и по умолчанию разрешенные комментарии меня устраивают. Сохраняемся.
Ага, фотку мою ужали в два промежуточных размера, сохранив оригинал. Нормально.

Тут сайт неожиданно затормозил. Обидно. Если бы я спешил – ушел бы, не изучив до конца. Но сейчас я просот подождал чуть менее минуты, пока глюк пройдет.

Вот так выглядит список с моим единственным пока желанием. Инструменты для работы со списком я освоил наугад сразу же.

Теперь осталось поделиться своими желаниями с миром. Информационной площадкой будет мой сайт.
А за удобным представленим листа идем в список виджетов.

Виджетов, прямо скажем, немного, и какие-то они страшненькие и нелогичные. Очевидно, авторы предполагали, что виджеты будут висеть в одном и том же месте перед одними и теми же зрителями. Только в этом случае логично демонстрировать только последнее добавленное желание, т.к. все остальные желания зрители видели по мере их появления. Не хватает виджетов с рандомными желаниями, и недостаточно всего лишь одного виджета, где можно показать несколько желаний за один раз. в нескольких виджетах, очевидно, ошибка с размерами – не 400*100, а 200*100 – по факту. ОК, виджет выберем.

Последняя функция, показавшаяся мне любопытной – “добавить много желаний”

Сначала мне показалось, что вносить пожелания в текстовую область неудобно, плюс общие характеристики для всех желаний меня не устраивают. Но потом передумал – ведья  могу накидать желаний через эту форму, а потом отредактировать каждое из них. В прошлом году у меня украли почти весь летний арсенал рыболовных снастей. Попробую занести его сюда к 23-ему февраля. Мне это нужно для систематизации закупок, а милой публике – для систематизации трат на подарки мне:) Список в несколько сотен наименований продемонстрирует все слабые и сильные стороны этой формы.

Осталось всего чуть-чуть – “Настройки”

А вот и автоподбор тегов. Проверять не захотелось почему-то, вдруг к моему авантюрному путешествию робот подберет тег “олигофрения”?

Что теперь? Осталось отправить ссылку на этот текст хозяевам сервиса. Они скромно умалчивают свои имена, но форма для связи наличествует. Меня она устраивает.

Эксперимент закончен. Что же мы получили?
Сайт работает давно и весьма успешно. В целом сделан аккуратно, фатальных ошибок замечено не было. Немного полезных сервисов, интеграция с соц.сетями и блоговыми сервисами принесла бы сайту еще больше популярности. Однако некоторые вещи могут и должны быть улучшены, благо трудозатраты на это минимальны.

Как этот пост относится к веб-разработке? Да очень просто. На примере моей собственной user story я показал, как использует сайт условный посетитель. Из этого эксперимента очевидно, какие сервисы следует ввести, где пользователь может споткнуться и закрыть сайт, а где-  разочароваться. В коммерческих проектах последние два пункта указывают на точки, где прибыль упускается, а первый – точки где прибыль может быть найдена. Следите за состоянием ваших сайтов, не упускайте возможную прибыль и находите новые ее источники! А я, как обычно, постараюсь вам в этом помочь.

2 Ответов к “Экспресс-тест сервиса MyWishlist.ru”

  1. Женя says:

    1. у тебя тут две опечатки: в абзаце, где про аську и в абзаце, где про то, что сайт затормозил.
    2. ну не верю я, что ТЫ не понял про форму быстрого добавления желания! по мне так отличный образец остроумного копирайтинга.
    3. с момента как я там была, они, похоже, уже много улучшили и добавили… пойду посмотрю.
    4. спасибо, интересно, пиши еще :-)

  2. Ирина says:

    Как мне кажется, такого рода сайты должны иметь в первую очередь признаки социальной сети. Зачем мне составлять список подарков, если его не увидят мои друзья? Пользуюсь giftto.ru. Быстро все грузится, не надо перезагружать страницу, что бы увидеть что же там хочет моя подруга. Добавить желание можно с любой страницы, так же быстро я могу опубликовать его у себя на странице соцсети. Интересно посмотреть фотоальбомы с чужих праздников. Да многое что еще, главное – друзья-то мои видят что я хочу, а я вижу что хотят мои друзья.

Написать ответ

*
Введите латинские буквы\цифры, показанные на картинке
Anti-Spam Image