Семинар Игоря Ашманова “Кризис роста в IT-компании”

Дело было еще в июле, но связно оформить мысли в текст удалось только сейчас.

Думаю, многим Игорь Ашманов знаком как автор чудесной книги “Жизнь внутри пузыря”, таких своеобразных мемуаров автора о полутора годах его работы CEO “Рамблера” и размышлений о том, как вести себя менеджеру в инвестируемом проекте, а также по SEO-конференциям и рассылке, ну и по проекту “Такздорово.ру”, с нашумевшей историей про подгон туда левого трафика.  Меньше известно о том, что именно Ашманов и коллеги разработали технологию проверки орфографии, которую в середине 90-х Microsoft  приобрела и встроила в знакомый каждому MS Word. Одним словом, семинар был как раз тем случаем, когда на, скажем так, неоднозначной площадке выступил несомненно достойный докладчик.

Самыми часто звучащими словами в неспешном рассказе Игоря были “отставание” и “завышенное самомнение”. То и другое – касательно основателей и высшего руководства компании. Собственно, вот какие проблемы выделил Ашманов:

  • бизнес растет, а отдельные руководители продолжают размениваться на мелочи
  • бизнес растет, отдельные руководители физически не могут охватить своей властью растущие дела, но неистово пытаются
  • бизнес растет, приходят новые люди, и начинаются проблемы с разделением власти, уязвленным самолюбием, завышенным самомнением, передачей проектов и т.п.

О последнем хочу написать немного собственных наблюдений. Дело в том, что я в подшефных мне проектах, как правило, выступаю таким “внешним менеджером”, но при этом управляю ключевыми для проекта бизнес-процессами и “накоротке” общаюсь с руководителями и\или инвесторами компании. За моей спиной незаметными героями остаются разработчики, которых я огораживаю от ужасов техподдержки линейного персонала и фантазий менеджмента из серии “а давайте попробуем такую зябу внедрить… “, и перевожу им невнятные, хотя чаще всего оправданные пожелания, в ясные задачи. При этом я, за редчайшими исключениями, работаю удаленно, появляясь в офисе лишь для совещаний, и часто в нерабочее для линейного персонала время.

Такой расклад оборачивается определенными проблемами. Иногда вновь нанятый человек, у которого не укладывается в голове, что менеджер может быть не только в начальственном кабинете, но и удаленно, в упор отказывается без согласований просто брать и делать то, что ему командуют удаленно. Но гораздо больший разлад в коллектив и вертикаль власти вносит то самое самомнение и представление о справедливости, насаждаемое в офисной жизни.  Вот есть, скажем, начальник – с ним все понятно, он начальник, поэтому у него больше денег и он руководит. Есть работник, который “работает за зарплату”, получая ее, скажем, раз в месяц. Начальник командует, работник исполняет, начальник платит зарплату. Картина мира стабильна и понятна. И тут в картину мира врывается человек, который редко появляется, раздает указания, о чем-то подолгу совещается с начальником, и за один визит уносит сумму денег, сопоставимую с месячной зарплатой его, работника. То есть в глазах работника, не посвященного в тонкости удаленной работы, я мало работаю, много командую и несправедливо много получаю денег. Картина мира шатается, молчаливый конфикт, саботаж, проблемы.
Решение проблемы простое и гнусное. Пару раз поимев геморроя на почве таких конфликтов, я стал участвовать в собеседованиях, или, как минимум, лично знакомиться с каждым нанятым работником в первые дни его работы, во всяком случае, раньше чем наступит повод для нашего взаимодействия по работе. Даже для меня, адепта удаленной работы, это тот случай, когда стоит оторвать задницу от кресла и приехать в контору. И никакой скайп живого общения до сих пор не заменил. Делать так я настоятельно рекомендую всем своим коллегам ПМ-ам.

И на тему самомнения. Как-то так меня воспитали родители и наставники по бизнесу, что мне, несмотря на руководящие полномочия и “внешнее” отношение к компании, обычно не западло помочь с черновой работой, выкинуть мусор вместо того чтобы, пафосно надувшись, ждать уборщицу, и тех кто ведет себя иначе, я понимаю, но не поддерживаю. Эрудиция и наблюдательность помогают находить общие темы как с инвесторами “только вчера из Штатов”, так и с операторами “только вчера из Мухосранска покорять Питер”. Последнее, кстати, чрезвычайно полезно как для разъяснения народу распоряжений руководства, так и для получения руководством обратной связи с коллективом, за что я тоже, не выделяя это отдельно, но и не скрывая, беру деньги.

На семинаре Игорь отметил, что разброд и бардак творятся и в успешнейших компаниях, просто этого не заметно. Чудесный пример был про то, как Microsoft в конечном итоге решил платить компании Ашманова за то, что те будут помогать внедренцам Microsoft(!) решать проблемы с API продуктов Microsoft(!!!), потому что сами майкрософтовцы свой продукт изучить не осилили. Такой бардак, однако, не мешает корпорации расти и развиваться.

На сладкое – маленькая деталь семинара, которая очень мне понравилась. Дело близится к финалу, оживленная дискуссия, все дела, у Игоря звонит телефон. Не покидая помещения и не выключая микрофон, Ашманов отвечает на звонок, и, не теряя контакта с аудиторией, коротко беседует. “Да, дорогая, ты долетела? Все в порядке? Я тут выступаю, ты извини, позже поговорим”. И, обращаясь к аудитории: “Жена в арабскую страну прилетела, волнуюсь, надо было ответить. Такие дела, ребята,извините. Продолжаем!”. Для тех, кто не в курсе, жена Ашманова – бизнес-вуман Наталья Касперская, приведшая к мировому успеху, в том числе и на Востоке, “Лабораторию Касперского”, вовсе даже самостоятельная уже дамочка.
По-моему, это было нереально круто. Мужик.

Написать ответ

*
Введите латинские буквы\цифры, показанные на картинке
Anti-Spam Image