Как я съездил в Карелию, на Соловецкие острова, нац.парк Паанаярви и север Финки. Часть 1, автомобильная.

В начале сентября я покатался по северным красотам наших и сопредельных окрестностей, а именно – посетил Соловецкие острова, национальный парк Паанаярви, финские города Куусамо и Оулу. Маршрут поездки получился таким: Питер – Кемь – Калевала – Пяозерский – погранпереход Суоперя – Куусамо – Оулу – Лаппенранта – Питер, примерно 2200 км.
Форд Фокус I, в одно лицо.
Это мои автомобильные и околоавтомобильные впечатления от путешествия.

IMG_6410

Из-за трансфера на Соловки при помощи теплохода, который ходит в одну сторону раз в сутки, маршрут до Кеми был привязан по времени к расписанию этой посудины. В Кеми, до которой от Питера 850 км, мне нужно было оказаться не позднее 09:00 утра, поэтому старт был намечен на 21:00 вечера. Фактически же, купив на бегу пару сэндвичей в Сабвее и поужинав ими в машине, я двинулся от Меги-Дыбенко только в 22:30. Внезапно 6 “дополнительных” тонких ломтиков ветчины в бутер обошлись мне в целых 90 рублей.
Дорога М-18 – на четверку с плюсом. Убитый участок от Лодейного Поля до границы с Карелией подвергается капитальному ремонту, уже сделанная часть определенно радует. Ночью трафика немного, днем можно ожидать небольших заторов в местах ремонта.
По Карелии едется легко и быстро. Основная опасность на большой скорости – словить на бампер какую-нибудь зверушку, поэтому внимательно слежу за обочинами и стараюсь не разгоняться совсем уж чересчур. Последнее по такой дороге получается не очень – под красивую музыку хочется прям вот лететь, и каждый раз когда очередная песня умолкает, я насильно сбрасываю скорость со 160 хотя бы на 130. Ночью гаишников не наблюдается, стационарные камеры – выключены, во всяком случае антирадар не пискнул ни разу. Питер-отворот на Петрозаводск за 3 часа 50 минут.
Дозаправлялся на знакомой заправке в километре от трассы на отвороте в Кондопогу.
После Медвежъегорска и далее до Сегежи дорога становится хуже. Асфальт без ям, но весь в поперечных волнах, на которых при неудачно выбранной скорости противно подбрасывает. Карелы активно ремонтируют дорогу, причем не просто латают куски, а снимают покрытие, отсыпают чтоб было ровно, делают обочины, кюветы, кладут толстый слой асфальта. Это все – круглосуточно.
От Сегежи до Кеми – в целом ровно, отдельные куски с волнами не доставляют неудобств.
Итого 850 км отрезка Питер-Кемь я проехал за 7 часов, в награду за что природа показала мне совершенно восхитительный рассвет над морем.

IMG_6446

Трафика, как я уже сказал, практически нет. Если кто задумался о первой в жизни поездке на дальняк – М-18 самое то с точки зрения обкатывания навыков, съездите под Петрозаводск на водопад Кивач, например (450 км в один конец).

На стоянке около причала несколько десятков машин, что интересно – минимум 2/3 из них – на московских номерах. Вообще, в поездках у меня складывается ощущение, что путешествуют по европейской России только москвичи, жители остальных регионов сидят дома, разве что питерцы катаются в Финляндию.
Попадаются странные люди, например, ВАЗ из Татарстана, приехавший сюда на шипованной зимней резине. То есть на путешествие деньги есть, но ездить летом на шипах гражданин считает нормой:)

Стоянка туркомплекса “Причал” – по сути единственное цивилизованное место на берегу. 150 руб\сутки.
Помимо туристов гостиницей пользуются бригады ОАО “ФСК”, обслуживающие магистральные линии электропередач, ГСТ на трейлерах – их.

IMG_6458

О движении на Соловках нечего рассказывать кроме того, что лучшее средство передвижения по острову – горный велосипед. Именно такой надо брать в тамошних пунктах проката чтобы легко и весело кататься по каменистым островным дорогам, залезать на берег моря и в горки. За полдня после обеда я накатал примерно 25 км, проехав лишь небольшую часть маршрутов.

IMG_6931

И рекомендую захватить из машины набор мелких шестигранников, чтобы если что, было чем отрегулировать тросики – состояние великов в прокатах довольно жалкое.

На островах встречаются самые разные четырехколесные конструкции на базе чего угодно.

IMG_6814

Вернувшись с островов в Кемь к вечеру, я намеревался поужинать, заправиться и двинуться в ночь по глухим карельским дорогам по направлению кемь – Калевала – пос.Пяозерский, рассчитывая при необходимости подремать в машине. Заправку я приметил еще по приезду в город, но на ней меня ждал жестокий фэйл.
– Бензина нет! – выдала мне кассирша – никакого!
– А где здесь еще заправки есть?
– Еще одна на трассе, но там тоже нет!
– А когда будет?
– Хрен знает, не сегодня точно…

Поужинав, еду на ту заправку, которая на трассе. Бензина там нет, и судя по всему – давно. Местный мужик на Nissan Note, стоявший там по каким-то своим делам, прокомментировал: “А пох, мы все равно заправляться за 70 км отсюда, в Пушной, ездим, а после местного бензина машина не едет, а заправочную горловину он в красный цвет подкрашивает”.
Вот тут я в полной мере осознал ситуацию и почуял запах приключений. В баке литров 10. Ближайшая заправка на запад, куда мне надо – неизвестно где(по факту оказалась в Калевале, 160 км), на юг – 70 км, на север – 150 км, на восток вообще Белое море. Мотор бензиновый, потому прикупить топлива у дальнобоев не выйдет. Решаю ехать за бензином на юг. 70 км до заправки ТНК я прошел как истинный тошнот, сохраняя каждую каплю топлива. На мое счастье бензин на этой заправке был. Полный бак, и назад, на северо-запад. Если бы бензина не было и тут, вернуться в Кемь или хотя бы доехать на остатках в баке до Беломорска, до которого еще 30 км, я бы не факт что смог.

Дорога на Калевалу проходит по совершенно безлюдным местам, лишь в первой ее трети есть пара-тройка деревень на десяток домов. Мобильной связи нет в принципе. Трафик – пара машин за ночь. То есть случись что – столкновение с лосем, вылет с дороги – и вызвать помощь будет неоткуда и нечем. Короче, проходить этот маршрут ночью и в одиночку – не самая хорошая идея. Особенно учитывая то, что половина дороги выглядит примерно так:

IMG_7170

Есть просто куски какой-то грунтовки.
Самые раздолбанные куски отсыпают смесью глины и булыжников – на этой фотке провалившийся участок, типа, починили:

IMG_7171

Есть, тем не менее, и отлично отремонтированные участки(километров 30 из 150).

IMG_7130

Где-то в самой глухой части пути встретились стоящие у обочины Жигули. Просили бензина – поехали из Кеми, боялись не дотянуть до Калевалы. Как слить бензин из бака Фокуса, не имея полутораметрового шланга, я не знаю. Глянув на их стрелку указателя бензина, прикинул, что 100 км они дотянут, чем и успокоил водительницу – тетку лет 50. Конечно, если бы бензина у ребят вообще не было, и на улице стоял бы мороз – я бы нацедил им сколько смог, скинув шланг с обратки под капотом, но в некритичной ситуации решил не ковырять посреди ночи топливные магистрали. К слову, единственные две встречные машины попались мне, когда я остановился для фотографий, и каждая, проезжая мимо, затормозила чтобы поинтересоваться, не случилось ли чего.

В Калевале есть заправка, заявленная как круглосуточная. Круглосуточность относительна, потому как зависит от того, сумеете ли вы разбудить кассира. Здесь принимают к оплате банковские карты, а заодно с бензином есть кое-какие запчасти на Жигули и УАЗ.

IMG_7180

Едем дальше. 3 часа ночи. До пос.Пяозерский впереди еще 80 км грунтовки без признаков человека. Дорога позволяет ехать на легковушке примерно 50 км\ч.

IMG_7185

IMG_7189

Утро я встретил в пос.Пяозерский, где меня ждал еще один неприятный сюрприз. Заглянув под капот за какой-то ерундой, обнаружил пустой расширительный бачок для антифриза. Следов течи не обнаружил. Долил до нормы – влезло около литра. На этот день у меня был запланирован короткий поход по нац.парку, до которого от поселка 65 км такой же, как и ночная, грунтовки, и я решил поезить в окрестностях цивилизации и посмотреть, куда сбежал антифриз.

По пути в нац.парк Паанаярви:

IMG_7219

IMG_7248

Состояние дороги меняется от недели к неделе в зависимости от того, давно ли по ней проходил грейдер. Грунтовку отсыпают крупными камнями, некоторые могут запросто пробить поддон даже джипу, поэтому ехать надо аккуратно. Местные активно катаются на рыбалку, по ягоды и грибы,и лучший способ пройти дорогу быстро и без потерь – пристроиться к местному. Неважно что они ездят по принципу “больше скорость – меньше ям”, если держаться за ними – все опасные места проходятся лучшим образом.

Оффтопик – цель похода, гора Кивакка:

IMG_7398IMG_7407IMG_7416

Вечером я вернулся в Пяозерский, где решил заночевать в отличной и недорогой гостинице, которую обнаружил случайно. Наученный вчерашним опытом, увидел заправку – сразу заправился. 95-ый бензин за 31.50, несмотря на стремный вид заправки – естественно, она единственная на ближайшие 80 км – оказался нормальным. Я думаю, что если предприниматель-заправщик решит здесь заняться разбодяживанием топлива или продажей дерьма, селяне как минимум набьют ему морду, поэтому совсем уж оголтелых подстав ждать не стоит.

IMG_7452

Тут же нашлась и причина утечки антифриза – потекло из-под корпуса термостата. Беглый просмотр интернетов дал следующее:
– лопнувших на ходу термостатов и обсохших моторов на Фокусах не встречалось
– аналогов для детали от Жигулей – нет
– автосервисы и магазины запчастей в Финляндии по субботам не работают (а дело было в пятницу вечером).
Решив купить поутру канистру антифриза и спокойно ехать в Финку, я отправился знакомиться с пятничной ночной жизнью Пяозерского.

Наутро, проверив антифриз еще раз, убедился что даже если здесь не найдется нужного мне розового антифриза, я могу спокойно ездить еще долго, я, тем не менее, прикупил 5 литров розовой байды марки “Феликс”. То, что единственный магазин запчастей работал в субботу, мне, конечно, повезло.

К границе ведет очередная унылая грунтовка. За три километра до границы для финнов, катающихся за дешевым бензином, есть импровизированная заправка, о чем на дороге сообщает пометка.

IMG_7476

Один Камаз – 95-ый бензин по 33 рубля, второй – дизель.

IMG_7474

Погранпереход Суоперя – монструзное сооружение посреди нихрена. Говорят, хорошо если десяток машин в день через него проедет. Работает с 8 утра до 8 вечера. Офигевшие от одиночества финские таможенники обшмонали меня с особым пристрастием, а узнав что я говорю по-английски – еще и не упуская ни малейшего повода поболтать. Хорошо что антирадар я отправил бандеролью из Пяозерского себе домой.

Про Финку рассказать особо нечего. За 30 км до Куусамо есть благоустроенный для туристов бывший финский укрепрайон с противотанковыми линиями, окопами и дотами, везде можно полазить, посмотреть, обо всем есть информационные таблички.

В Куусамо я не смог купить карту Финляндии, не смог найти ручную автомойку, и вообще мойку я видел только одну, автоматическую на Несте, но решил что она не отмоет моего чумазика.
200 км от Куусамо до Оулу проезжаются спокойно и уныло. По дорогам бродят олени.

IMG_7554

Финские дальнобои на этот случай оборудуют тягачи не декоративными, а взаправдошными кенгурятниками и сетками, а хозяева легковых машины, особенно тех, что постарше, колхозят дополнительный дальний свет неебической мощности, хотя у всех встречных был отрегулирован так, что ни разу не ослепил.

IMG_7601

А это уже на следующее утро, по пути из Оулу в Питер. Там справа, в канаве, изрядно подзасрано. Приглядевшись, я увидел что банки из-под пива, тушенки и дошираков вполне себе русские национальные, стало быть, засрали стоянку дорогие соотечественники. Еще один повод избегать говорить в Финке по-русски…

IMG_7642

Трасса Е4, кстати, ночью очень подвержена туману. Я ехал-ехал, в конечном итоге надоело, свернул в карман для отдыха, что на фото, и сладко подремал, пока туман не ослаб. И не зря – по пути утром видел достаточно сбитых мелких зверушек и пару машин в канавах, это учитывая что ночной трафик очень редкий.

Вот такая получилась покатушка. Купленный антифриз так и не пригодился. Карту Финки я тоже так и не купил, но она не понадобилась – 1000 км проехал по скриншоту с ati.su и знакам.

1 ответ к “Как я съездил в Карелию, на Соловецкие острова, нац.парк Паанаярви и север Финки. Часть 1, автомобильная.”

  1. Nerice says:

    A few years ago I’d have to pay someone for this intrmoafion.

Написать ответ

*
Введите латинские буквы\цифры, показанные на картинке
Anti-Spam Image