Фрилансеру и микробизнесу про деньги

Это заметка про то, с чем имеют дело ребята в веб-продашкене и диджитал-маркетинге в части оплаты своих услуг и планировании финансового потока в своем кармане. Как писал в анонсе, мне попалось как-то слишком много историй о проблемах с финансами там, где работа сдельная. Жертвы – в основном начинающие или, так скажем, вечномолодые фрилансеры и микро-фирмы – кому-то с их слов задерживают платежи, кого-то тупо кинули, кто-то обнаружил кассовые разрывы, вот это все. Я повыяснял что случилось у ребят – и 100% случаев оказались историями про несбывшиеся ожидания и просчеты в планировании доходов и расходов. Из серии «никогда вовремя не платили и вот опять». Я не скажу что у меня все гладко, а все мои и я сам – сплошь короли бюджета и образцы платежной дисциплины. Да и кидали меня последний раз всего несколько лет назад, чо уж. Однако, в целом мой опыт планирования скромного, но все же финансового потока – успешен, и проверен уже двумя кризисами. Про это и поделюсь мыслями.

e5pffhclaJw

Давайте сразу исключим из рассмотрения абсолютный фриланс через биржи и escrow-сервисы (как при самих биржах, так и отдельных). Скажу коротко – это лотерея, приз в которой даже не честно заработанные деньги, а профессиональный и платежеспособный заказчик с потоком задач, которого вы возьмете на обслуживание уже вне биржи. Не рассматриваем так же работу физика на физика за наличные – тут считать нечего, и тоже лотерея, главное в которой – предоплата. Наша тема – это работа на корпоративного заказчика.

Мысль первая. Про предоплату и кассовые разрывы.
Существует два метода учета доходов(и расходов, но мы не про них) – отгрузочный и кассовый. Отгрузочный = считаем деньги заработанными тогда, когда отгрузили в нашем случае работы. Кассовый = когда получили деньги на счет. Первый, условно – про планы. Второй – про реальный денежный поток. Кроме того, так же, в деньгах, учитываются работы. Вдумайтесь в этот факт – разные методы учета существуют на практике не просто так.
Предоплата в учете – это не ваши деньги, а ваш долг, который вы отдаете работами. До тех пор пока не отгрузили работы – это ваш ДОЛГ, а не ваши деньги в кармане. Прежде чем предоплату потратить, подумайте, как будете возвращать долг, если вдруг работы не заладятся по вашей вине. Случается всякое, но не возвращают долг только мудаки.
Здесь же про привычку учитывать не поступившие деньги как поступившие. То есть применять неверный метод планирования. «Через месяц я закончу работу и выплачу гонорары» – типичная и жесточайшая ошибка начинающего предпринимателя. В учете следует все время разделять кассовый баланс и финансовый, чтобы знать сколько реальных денег будет послезавтра. Казалось бы, совершеннейшая банальность, но именно из-за нее случаются 9 из 10 известных мне задолженностей субподрядчикам.

Мысль вторая. Еще про предоплату и про график платежей.
Работать ли без предоплаты, т.е. с точки зрения учета = отгружать работы в долг заказчику – сложный вопрос. Тоже лотерея, зависит от размера приза и можете ли вы «подглядеть номера». Многие крупные заказчики в принципе не работают с предоплатой, у них так принято. Например, госы. Глупо ломиться к ним со своим уставом. Вписываться или нет – ваше бизнес-решение, но позиция «только с предоплатой», про которую яростно кричат многие – скажем так, отдает максимализмом.
Не стесняйтесь играть предоплатой на переговорах, дайте понятие об определенной гибкости в этой части. Например «предоплата 30%, но если 50%, то дам скидку 10». Часто вопрос предоплаты принципиален, при том что бюджета в целом – нет, вернее в компании между 100 000 и 200 000 не видят разницы, потому что в их системе координат денег меньше миллиона не бывает. Повторюсь, решать вам.
В случае если проект разбит на оплачиваемые этапы – не забывайте обращать внимание заказчика на то, что (а) скоро надо будет платить; (б) уже надо платить; (в) платит он за это, а за то – заплатит на следующем этапе. Это бывает сложно, особенно если вы сами просрали сроки. Вообще, считайте отдельный этап – отдельным проектом. Если хотите аккуратных платежей в срок – исполнять обязанности плательщика по договору этом самому плательщику нужно помогать.

Мысль третья. Когда реально ждать решение об оплате.
Расстаньтесь с иллюзией «сделал работу – получил деньги», «в течение трех бансковских дней» и т.п.
Ваш человек на стороне заказчика часто должен пройти до десятка руководителей, чтобы подписать счет и отдать его в оплату. Закладывайтесь на это сразу при старте, лучше всего на переговорах осторожно выяснять, как у заказчика проходит процесс приемки работ у подрядчика. «Мы подписываем акт, платим» – ни о чем. Кто подписывает? Должен ли он завизировать бумагу у своего начальника, юриста, безопасников, генерального и т.п.? Вопрос на переговорах легче всего начать с невинного «кто бумаги с вашей стороны подписывает», ну а дальше осторожно выясняем цепочку. В реальной жизни она может достигать десятка человек и занимать несколько недель. Это нормально и все так работают, никто по истечении трех банковских дней с момента устного «принято, платим» в суд не бегает.
Внимание: яростное сокрытие на старте реального положения дел с подписанием бумаг – четкий маркер того, что при сдаче-приемке будут проблемы. Не подпишут, затрахают мозг доп.задачами под надуманными предлогами – а на деле там просто верхнее начальство с замечаниями включилось, или наоборот, сделалось недоступным и контактное лицо решило потянуть время.

Мысль четвертая. Счет утвердили, когда оплатят?
Даже если формальная приемка проходит быстро и счет уходит в оплату, следует понимать что осмысленного размера бизнес оплачивает счета чаще всего не мгновенно. Есть понятие «финансовое планирование», составная часть которого – решение когда и кому платить. Вот принесли в бухгалтерию счет – он идет не в оплату, а в планирование. Планирование имеет временной горизонт: недельное, месячное, годовое. Допустим, планируют по средам на неделю, вы прислали счет в среду вечером – он может встать в оплату в следующую среду, на следующую за следующей средой неделю, итого ожидание до двух недель.
«Меня все это не касается \пусть вертятся как хотят \ мне обещали что платят сразу» – ахаха. Закладывайте в свой финансовый план самый сложный вариант процедуры утверждения оплаты и подстраивайтесь под реалии клиента, если не хотите ждать дольше минимума.

Мысль пятая. Когда плохо платят.
У бухгалтера вашего заказчика в работе гора счетов – реально, сотни. Могут забыть, потерять, отправить не туда – обо всем этом вы не узнаете, пока не попинаете компанию. Более сложный случай – счетов много, а денег мало. Моя преподаватель по экономике в ИНЖЭКОНЕ, главбух огромной организации, описывала свои реалии так: «У меня на сегодня 100 счетов. Денег по плану на всех не хватит. Сначала плачу монополистам, без чьих услуг все умрет. Из остальных выбираю случайные несколько, кого вспомню. Тот про кого я помню что ведет себя как мудак, но не относится к ключевым бизнес-процессам – сегодня в лотерею не играет».
Если долг уже есть – задача сделать так, чтобы про вас помнили. Начните управление долгами с себя: распишите процедуру и сроки напоминаний. У меня для каждого клиента они разные, одного я через несколько недель звоню, а другого через три дня беспокою, все по опыту и фактической платежной дисциплине. Главное, не сидите на жопе ровно в ожидании платежа, когда все сроки уже вышли, возьмите-таки лотерейный билетик.
Если плательщик злостно не платит – не теряйтесь. Держите его в напряжении, но не раздувайте конфликт. Если признается что денег нет – нужно все равно искать решение. Предложить платить в рассрочку (и быстро сделать новые счета и доп.соглашение, пока не передумали!), остановить менее значимые и\или наиболее затратные работы. Ищите решение, но не перегибайте с давлением, потому что если перегнете, то там в конторе решат «все, больше не работаем, долг заплатим когда-нибудь потом, если замаячит на горизонте суд».
Для бизнеса работа с должниками – не унизительное попрошайничество, а обычный бизнес-процесс. Так у всех больших ребят, есть даже специальные люди с должностью “специалист по работе с дебиторкой” – тоже, как понимаете, не зря получает зарплату.

Мысль пятая с половиной. Про истребование задолженности через суд.
Задолженность сроком менее года считается краткосрочной, это не придурь, так в ПБУ написано. Договориться быстрее. Но если у вас все в порядке с документами, идите к юристам и начинайте процедуру досудебного взыскания задолженности. Составление бумаг – это три копейки, и отправляйте их заказным письмом. Ваша задача – просигналить должнику, что вы: (а) не намерены списывать долг; (б) готовы решительно действовать в правовом поле; (в) и главное – уже начали делать нужные юридические шаги. Этим вы резко выделитесь на фоне обычных скулящих лишенцев в телефоне должника, и обозначите вероятность визита проверяющих в офис, в то время как такой визит – стресс даже для полностью белой бухгалтерии. С высокой вероятностью после первых шагов с вами рассчитаются, потому что остальные не делают даже первого шага.
Отработали без документов – ну что, молодцы, сами себе дырку в кармане проковыряли.

Мысль шестая. Про бюджетирование.
Вашего менеджера на стороне заказчика начальник потрахивает за планирование бюджета. Потому что финпланирование и все такое. Чем более крупная компания, тем более длинный срок планирования расходов. Прекратите считать вопрос «какой у вас бюджет» бестактным, если проект можно посчитать «от задач» или «от бюджета» – давайте сразу оба варианта. Менеджер знает что у него есть бюджет, вы даете менеджеру понять что вы знаете что у него есть бюджет – ура, вам легче дойти до соглашения. Если работа = абонентское обслуживание, не стесняйтесь играть цифрами, двигать задачи по периодам. Сегодня чуть-чуть отработали в долг, завтра накинули сверх копеечной задачи. Учитесь работать «от бюджета», а не только по схеме «вы заказывайте, а мы посчитаем» и «потому что деньги очень нужны». За стабильность и предсказуемость подрядчика осмысленный бизнес готов платить больше и более дисциплинированно.

Мысль седьмая. Про НДС и наличку.
Сфера услуг вся, как правило, сидит на УСН, т.к. ОСНО в принципе накладно, а расходы толком не показать. Т.е. не облагают свои услуги НДС. Поскольку входящий НДС подлежит вычету, компании на ОСНО при равной стоимости услуг выгоднее работать с плательщиком НДС. Эти 18% выгоды следует учитывать при торговле по стоимости. Кроме того, выясните, не запрещено ли внутренними директивами компании работать с УСН-щиками, такое редко, но бывает.
Про оплату наличными. С наличкой сейчас все плохо, а в приличном B2B ее уже давно нет. Кроме того, это по определению работа вне правового поля. Конечно, случаи бывают разные, но за себя скажу так: за наличку я работаю только с самыми проверенными клиентами и только за короткие задачи. Все разы, когда меня кидали – это была наличка.

На этом хватит о грустном. Впереди новогодние распродажи и продление контрактов.

336 Ответов к “Фрилансеру и микробизнесу про деньги”

    • Lorene says:

      Thanks for the helpful article. It is also my belief that mesothelioma cancer has an really long latency interval, which means that signs and symptoms of the disease won’t emerge right up until 30 to 50 years after the original exposure to asbestos. Pleural meeomhsliota, that’s the most common form and has effects on the area about the lungs, could potentially cause shortness of breath, torso pains, plus a persistent coughing, which may bring about coughing up blood.

    • Julissa says:

      La MG mi piace un casino!!!E sarebbe una sostitua perfetta x la mia Smart che sta tirando le cuoia… il problema vero è che non ce la faccio manco a prendere una Mini (Lt&39;au#o dei miei sogni)…. A meno di non rinunciare alle vacanze….

    • Zarya says:

      September 18, 2012 Als je naar het semesteroverzicht gaat van je KUerLessln-ooster, staan er dan überhaupt vakken in? Mail me desnoods je broncode en ik zal je dan het geëxporteerde bestand terugmailen ().

    • Kevrell says:

      This is what we need – an insight to make evroneye think http://tfqswel.com [url=http://qvxkhos.com]qvxkhos[/url] [link=http://myoxntjzpn.com]myoxntjzpn[/link]

    • Judy says:

      Jak mogÅ‚eÅ›? No jak? Nie wseoÅniaÅ‚pm› azaliż mÄ™czeÅ„stwa M. Migalskiego, który przecież nie wypadÅ‚ sroce spod ogona. ObwieÅ›ciÅ‚ dziÅ›, że siedziaÅ‚, gdy grano w Parlamencie Europejskim hymn Unii. Jak pisze, kiedyÅ› staÅ‚, ale teraz już siedzi… Prawdziwy twardziel. Jak by ktoÅ› nie dowierzaÅ‚, to dodaje, że siedzi też w trakcie odgrywania hymnu EUFA i NBA. Ciekawe, czy kiedyÅ› też staÅ‚? Przed telewizorem.

    • Gabrielle says:

      Thanks for the writeup. I surely agree with what you are saying. I have been talking about this subject a great deal lately with my brother so houplefly this will get him to see my point of view. Fingers crossed!

Написать ответ

*
Введите латинские буквы\цифры, показанные на картинке
Anti-Spam Image