Подводные камни брэндинга или как реалии бизнеса могут нарушать полет фантазии

Сегодня мы с подругой обсуждали в аське фотографии, которые она привезла из командировки. Подруга моя – пиарщик, пользу, которую я имею от ее услуг и советов как в делах, так и по жизни, трудно переоценить. Речь зашла об этой фотографии и комментарии к ней:

вот ощущение, что помимо этой вот частной пошлятины, весь город – это планета секонд-хэнд – очень невыразительный
x_680644db

Далее – наш диалог, выложенный здесь с любезного разрешения (о Боже, они же матерятся!):

Andrey (00:52:45 8/02/2010)
а чем тебе планета секонд хэнда не угодила?

Подруга (00:53:41 8/02/2010)
ну это везде просто есть. планета управляемых игрушек на садовой, мир обуви, мир того, планета этого. для меня это апогей импотенции и безвкусицы на тему названий

Andrey (00:54:17 8/02/2010)
а не похуй ли, как магазин ширпотреба назвать?
очевидный косяк там совсем другой

Andrey (00:55:31 8/02/2010)
там на вывеске на самом деле – название юрлица – “ООО Ростовкая планета секонд хэнд”. Вот доебется до них налоговая, и надо будет не просто сменить юрлицо, а еще и вывеску переделывать.

Подруга (00:56:29 8/02/2010)
вот уж это мне точно пох )

В нашем диалоге случилась типичнейшая ситуация. Моя собеседница, будучи хорошим специалистом в своем деле и милой женщиной, на свое счастье далека от реалий российского бизнеса, и ей не приходится задумываться о том, что юрлицо – это такая эфемерная, легко появляющаяся и чуть менее легко исчезающая штука, фиксировать которую в металле, пластмассе и камне нет никакого смысла. Но я регулярно сталкиваюсь с тем, что такую же ошибку допускают не только работники моих клиентов, но и руководители и даже собственники бизнеса. Поэтому всегда, когда я принимаю пожелание разместить на сайте что-то, я пару раз переспрашиваю, насколько часто это что-то может меняться, и в зависимости от ответа предлагаю, как это что-то будет редактироваться и в каком виде будет размещено на сайте. Или не будет размещено.

То, насколько этот вопрос – “в каких случаях и как часто меняется информация” – важен, я могу проиллюстрировать любопытным наблюдением и историей из жизни подопытных клиентов.

Итак, сначала наблюдение. Я люблю путешествовать на автомобиле, и двигаясь по автодорогам России, вижу, наверное, тысячи большегрузных фур. Так вот, много раз я видел позади тягача тентованные полуприцепы и рефрежираторы, на которых во весь борт было написано как раз наименование юрлица-владельца, какой-нибудь ООО “Трансгруз”. Стоимость нанесения рекламы на борт фуры на февраль 2010 года – от 900 руб\кв.м.(обычная пленка Оракал), площадь борта – 52 кв.м. То есть когда юр.лицо сливается, хозяин фуры спускает в трубу до 50000 руб. Но и это не предел, потому что бортов у фуры два. Для особо дотошных отмечу, что после отдирания пленки следы рекламы благодаря выцветанию краски вокруг пленки остаются заметны, да и где-то рядом уже и цена нового тента. Совсем же весело становится тем, у кого от рекламных опытов пострадал весь автопарк.

А теперь история. Несколько лет назад у меня была среди клиентов средней руки оптово-розничная компания. Компания имела устойчивое финансовое положение, неплохой оборот и занимала лидирующие позиции в своей отрасли. И, как водится, имела несколько юрлиц, через которые осуществляла деятельность. Интернет-магазин, через который компания торговала в розницу, был привязан к одному из них, назовем его, скажем, ООО “Лабеан”*. Конечно, в реалиях российской розничной торговли это ООО не могло быть девственно чистым, да и никто особо к этому не стремился  – в очереди за обналичкой в это юрлицо нередко бывал и ваш покорный слуга.
Компания занимала несколько удаленных друг от друга помещений в одном здании, попасть из одного помещения в другое можно было только через улицу, и поэтому народ туда-сюда особо не бегал. И вот однажды, сидя на совещании, я услышал что работникам настоятельно не советуют ходить в основной офис потому что там-де проверка какая-то. О том, что за проверка там была, я узнал на совещании, случившемся через пару дней. “Андрей” – сказал мне гендиректор всей компании, “хочу тебе поручить убрать отовсюду из нашего интернет-хозяйства всякое упоминание о “Лабеане”, это касается всей информации для покупателей, договоров с поставщиками рекламы и всего твоего хозяйства, надо срочно”. “Насколько срочно?” – поинтересовался я. “У нас был ОБЭП!” – коротко ответил руководитель. Это был первый раз за несколько лет, когда в голосе этого человека со стальной выдержкой и немалым опытом в бизнесе я услышал отчетливые нотки волнения. В тот же вечер мы нарисовали схему компании, при которой основные потоки денег были в правовом поле, все необходимые действия я провел в течение пары дней. Но тогда я отчетливо понял, насколько важно иметь возможность оперативно редактировать казалось бы незыблемые константы, и как важно отделять бизнес от доброго имени. К этому имеет самое прямое отношение термин “брэндинг”, перестающий в этом случае быть веселой забавой маркетологов.

Читатели, конечно же, уже догадались о том, что вместо информации о юрлице может выступать фактически любая информация. И я напомню еще раз, что перед фиксацией любой информации где бы то ни было – в дизайне сайта, в анкете у регистратора доменных имен, в партнерском соглашении с Яндексом и т.д. следует задавать себе вопрос – когда и в каких случаях информация может измениться, и сколько времени и денег может потребовать ее изменение.

* ценители тонкой иронии могли догадаться о содержании последующего предложения, описывающего деятельность юрлица, прочитав его название наоборот:)

Написать ответ

*
Введите латинские буквы\цифры, показанные на картинке
Anti-Spam Image